Корзина
14 отзывов
КОМПЛЕКСНОЕ ГОРОДСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО. ПРОИЗВОДСТВО: БЕТОННЫЕ СКАМЕЙКИ, УРНЫ, ВАЗОНЫ, СТОЛБИКИ.
+74957633328
+74957633328
+7
495
763-33-28
+7
985
763-33-28
Как правильно делать контейнерные площадки для мусора.

Как правильно делать контейнерные площадки для мусора.

Как правильно делать контейнерные площадки для мусора.
Блогер Варламов на своей страничке в ЖЖ часто пишет статьи о городском хозяйстве в разных странах мира. Эта статья об организации сбора мусора.

22.03.17

Как правильно делать контейнерные площадки для мусора



Давайте вспомним, как выглядит стандартная площадка для мусорных контейнеров в вашем дворе. Если это хороший двор в Москве, то, как правило, это небольшой загончик, где стоят обычные баки, и мусоровоз их более-менее регулярно опорожняет. Но чаще это просто несколько рандомно стоящих переполненных баков, по бокам которых стекают помои. Такой бак, как сказал бы Гоголь, "нехорошо ведёт себя", распространяя жуткий смрад, привлекающий крыс, ворон и бродячих собак. Мне кажется, даже бомжам неприятно "работать" в таких условиях.

Когда я пишу, что контейнерная площадка неправильная, меня часто спрашивают: "А какая – правильная?" Давайте разберемся. Ведь уже давно можно собирать бытовой мусор во дворах так, чтобы он не доставлял никому дискомфорта, не портил вид и не способствовал разведению крыс. В цивилизованном мире сейчас распространяются два типа систем сбора мусора.

Это фотографии из моей последней поездки в Казань. Контейнерная площадка в стандартном спальном районе выглядит вот так... Так делать ни в коем случае нельзя!


Как же так, Уфа?! Что ты делаешь, прекрати! Вообще, это только пара примеров. Такую картину можно наблюдать практически в любом российском городе. Выгляните в свой двор, наверняка будет нечто подобное.


Согласно действующим нормам, для установки мусорных контейнеров в любом населённом пункте России должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров. При этом контейнеров на площадке не может быть более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, а также мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м

Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно...


Больше ничего не регламентируется. 

Можно ли эту проблему как-то решить? Разумеется, можно! Проще всего контейнеры убрать под землю. Смотрите, такие родные, привычные для всех баки. Но они на платформе опускаются вниз, а сверху остаются только приёмники.


Это может выглядеть вполне стильно.


Идеально, конечно, когда для каждого типа отходов есть свой контейнер.


Но для этого должны быть заводы для переработки мусора. Пока все вывозят на свалку, сортировка мусора особого смысла не имеет. Хотя можно приучать людей сортировать отходы.




Вот контейнеры автоматически поднимаются.


Так это происходит в Сан-Себастьяне (Испания).

Эта система уже посложнее: здесь приемник и бак представляют собой единое целое. Такое хранилище полностью герметично и, к тому же, намного вместительнее одного бака.


Мусор в контейнере автоматически спрессуется.
А это мусорные баки на солнечных батареях! Они тоже умеют прессовать мусор и при этом совсем не расходуют электроэнергию.


Вывоз мусора в некоторых странах Европы – платный. Эти баки умеют взвешивать мусор и оценивать его. Доступ к бакам – по карточкам, только жильцы дома могут выкинуть что-то в контейнер.


Как мне рассказали в комментариях, подземные системы хранения мусора в Москве тоже есть, одна из них – на Поклонной горе.


Я еще встречал вот такие баки на Соколе.


Существует и такая система, где как такового бака у хранилища нет: его заменяет гигантский мешок. Но с ним могут был сложности... Вот что рассказал один из читателей:

"Наша компания вывозит отходы, в том числе и из таких емкостей. Не всё так идеально:

1. Регулярно дворники умудряются набить такой контейнер кирпичами (или, например, один раз столовая умудрилась заполнить эту емкость борщом), после чего обычный манипулятор мешок достать уже не может, и вывоз отходов затрудняется. Приходится либо лезть в бак и вытаскивать кирпичи, либо вызывать тяжелый автокран.

2. Тканый мешок через 3-4 месяца насквозь пропитывается мусорными жидкостями и начинает безумно вонять. Чтобы этого не происходило, его необходимо раз в полгода-год менять, а каждый раз после его опорожнения заправлять в него пластиковый мешок. Так делают, например, в Финляндии, у нас так не делает никто – все экономят.

3. Цена. Мало домовладений готово потратить достаточно крупную сумму на установку таких емкостей".


Плюсы подземных хранилищ очевидны: они занимают мало места, они не портят вид улицы, они не пахнут, не привлекают бомжей и животных. Стоимость такой системы – от 400 000 рублей за бак. Примерно столько московские власти тратят в год на обслуживание асфальта во одном дворе.


В России их пытаются внедрять, но зачастую с большим количеством сопутствующих проблем. Показательный случай произошёл в Иркутске. Ещё в 2010 году там построили микрорайон Солнечный, где работали подземные мусорные контейнеры. Закупка специального оборудования для них обошлась администрации города в 10 млн рублей. Но эксперимент вышел неудачным. Во-первых, у управляющей компании просто не оказалось спецтехники для вывоза мусора из таких контейнеров. Во-вторых, местных жителей смущало "отсутствие гигиены": крышку бака приходилось открывать самому. В результате люди стали просто оставлять пакеты с мусором у приёмников. В конце концов рядом с контейнерами просто поставили старые железные баки, а новые однажды сгорели...

Но кое-где нововведение прижилось. В Тюмени баки выглядят вполне прилично:


К сожалению, есть и законодательные ограничения для установки подземных контейнеров в России. Один из моих читателей (кстати, депутат Заксобрания Краснодарского края) рассказал, что отправил в мэрию Краснодара запрос о создании в городе современных систем хранения и вывоза мусора, но ему ответили, что такие системы не соответствуют санитарным нормам.

Оказывается, согласно СанПиН 42-128-4690-88, срок хранения отходов на контейнерной площадке при температуре свыше +5 градусов не должен превышать 1 день. Так что машинам пришлось бы ежедневно забирать мусор из подземного контейнера, а это уже не так выгодно.

Жаль, конечно, что мэрия Краснодара пользуется устаревшим законодательством 1988 года, но в нормах 2010 года тоже прописан ежедневный вывоз мусора, причём независимо от температуры воздуха.

Ещё более инновационная альтернатива подземным хранилищам – вакуумный мусоропровод.


Горизонтальная система работает по принципу пневмопочты. Мусор может прессоваться в баках и улетать в хранилище. К такой системе можно подключить все мусорные баки района. Красота. Мусор автоматически попадает на распределительный пункт, откуда его вывозят на свалки. Кроме того, к системе можно подключить уже существующие мусоропроводы в домах. Вакуумная система требует серьезных вложений – около 500 миллионов рублей на 10 000 квартир – но за 30 лет окупается, так как не надо ежедневно обслуживать сотни мусорных баков.


Пневматические системы сбора мусора постепенно распространяются по миру. Сейчас они существуют в Скандинавии, Испании и в богатых арабских странах, проектируются в Китае. В Москве кое-где тоже уже работают пневматические мусоропроводы – например, в элитном жилом комплексе в Малом Левшинском переулке. Как ни странно, есть такая система и в "образцовых" домах в Северном Чертаново – районе, который застраивался к Олимпиаде-80. Для её разработки были приглашены шведы, так что система работает по сей день. Но о массовом внедрении вакуумных мусоропроводов во дворы и на улицы речи, конечно, не идёт.

Однако необязательно тратить миллионы на внедрение передовых технологий (даже если хотелось бы). Начать можно с малого. Вячеслав ins0mnis Землянский рассказал в сообществе engineering_ru, как обойтись "малой кровью". Мне кажется, его варианты вполне применимы в российских условиях:

Рассмотрим несколько категорий по степени их механизации.

1. Первый вариант предусматривает наличие подъёмного устройства, поднимающего контейнер до уровня земли. Дабы не подводить электричество к каждому стакану, привод иногда организуют пневматикой с мусоровоза.

Это самая сложная вариация и немного нерациональная. Зачем нужен подъёмник, если машине всё равно придётся поднимать контейнер над кузовом? Может ли сам мусоровоз обеспечивать все этапы?

2. Может, конечно. Это противоположный вариант, в котором контейнер не имеет никаких активных элементов.


Всю работу выполняет гидравлика мусоровоза. Такие контейнеры можно распознать по креплению для манипулятора (бывает спрятано внутри урны):


3. В компромиссном варианте приводом оборудована только крышка (в наиболее бюджетном случае откидывается вручную).


Почему бы не взять, например, второй способ на вооружение и не устроить подземные контейнеры во всех российских городах?

Но ещё важно организовать раздельный сбор мусора и приучить к нему людей. Скептики, конечно, будут говорить, что это невозможно, но ведь так легко просто поставить разноцветные баки.

На первое время – вполне допустимо. Когда люди приучатся выбрасывать каждый тип мусора в соответствующий бак, и у города появятся свободные деньги, можно будет постепенно внедрять что-то более современное и технологичное.


Что может заставить россиян сортировать мусор? Например, налоги. В ряде европейских стран существует налог на вывоз мусора. Если в городе мусор сортируется, то он платит за его вывоз в два раза меньше. 

На самом деле, стоит только захотеть. Вот прислали в комментарии фотографию из Испании. Тут детей в школе приучают сортировать мусор с помощью таких вот наглядных стендов. Поэтому жители страны с малых лет знают, что в какой бак выбрасывать. Проблему с гигиеной, говорят, в Испании тоже решили очень просто – сделали внизу баков педали, открывающие крышку, как у обычной кухонной мусорки.


Чрезвычайно эффективно сортируют свой мусор японцы. Страна островная, территории мало, а людей там живёт почти столько же, сколько в России. У нас легко увезти мусор куда-то в лесок и сделать нелегальную свалку, а в Японии такое просто невозможно: там каждый квадратный метр земли на виду и чрезвычайно ценится.


В целом мусор в Японии делится на 4 категории – сгораемый, несгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. В некоторых районах нужно покупать специальные разноцветные пакеты для сбора разного типа мусора. Это своеобразная плата за утилизацию.


Японцы делают всё очень чётко и старательно. Весь пластик, за исключением бутылок, они моют и складывают в специальные мешки. Это сырьё для переработки. Японцы понимают, что мусор должен быть чистым, чтобы на выходе получился качественный продукт.


Пластиковые бутылки сортируют отдельно: из них получается самый ценный вторичный пластик. Из переработанных бутылок можно, например, сшить школьную форму...


А переработанной стеклотарой – вымостить целую улицу. В Токио есть улица Йоцумата, вымощенная 500 000 переработанных стеклянных бутылок.  


Можно даже насыпать из бывшего мусора целый искусственный остров. Вы всё ещё считаете, что раздельный сбор мусора для его переработки бесполезен?


Но вернёмся к европейскому опыту. Чтобы отучить горожан тащить на помойку всё подряд, для старых крупногабаритных вещей, типа кресел, телевизоров и лыж, можно устроить специальные кладовые. В ней жители дома могли бы обмениваться ненужными предметами.


Для сбора вещей можно устанавливать в городе отдельные специальные пункты. Например в Берлине стоят такие ящики, куда можно выкинуть старую одежду или обувь. Ее приводят в порядок и распределяют через приюты и социальные службы.


У нас такие ящики встречаются (недавно в Питере видел), но не распространены массово.

Сделать приличные контейнерные площадки в своём городе очень просто. Посмотрите, как выглядит "помойка" в Копенгагене. Всё очень чисто и мило. Неужели в России такое невозможно?


Возможно. Отправьте этот пост своему мэру, депутату и председателю ТСЖ ;) Или разместите ссылочку в своем блоге.
автор Варламов
Предыдущие статьи